О том, что такое софт скиллы, я задумалась в начале октября — когда мы с нашим руководителем проектов Вениамином Мустафиным работали над статьей «Как стать фронтенд разработчиком». В ней Веня писал, что для успеха и развития карьеры мало технических знаний — нужно прокачивать гибкие навыки. Но что есть гибкие навыки именно для наших ребят? Что важно для них? На какие софт скиллы обращают внимание тимлиды, нанимая новых сотрудников? Чтобы понять это, я решила провести опрос внутри нашей компании.
На основе ответов мне удалось сформулировать человечное определение понятия «софт скилл». Я выделила тот самый маст-хэв-набор гибких навыков для работы в IT-сфере. И теперь точно могу сказать, какие скиллы стоит прокачать, чтобы попасть в нашу команду и максимально быстро вырасти с позиции джуна до мидла или даже сеньора.
Что такое софт скиллы?
Если загуглить, что такое софт скиллы (soft skills — англ. гибкие навыки), мы получим довольно сухое определение: набор неспециализированных, но важных для развития карьеры надпрофессиональных навыков. Но что понимает под этим живой человек?
Наши ребята считают, что софт скиллы — это личные качества и навыки человека, которые:
- напрямую не связаны с должностными обязанностями;
- повышают продуктивность и эффективность;
- помогают коммуницировать внутри компании;
- объединяют отдельных технических специалистов в команду.
Такое определение мне нравится больше — оно понятное, простое и довольно обширное.
Еще одна особенность софт скиллов (уж простите за очевидность) — это их гибкость. Для меня, как для редактора, писательский навык — это хард скилл. Для руководителя проектов, разработчика или тестировщика — софт.
А ещё, по моему наблюдению, практически все софт скиллы связаны друг с другом: часто приобретение одного из них ускоряет процесс прокачки другого.
Маст-хэв-набор гибких навыков для работы в IT (по версии fuse8)
Сотрудники fuse8 выделили для себя шесть ключевых софт скиллов. Их условно можно разделить на две группы: коммуникативные (те, что связаны с любыми видами общения — с одним человеком или широкой публикой, устно или письменно) и организационно-целевые (те, что связаны с повышением личной эффективности, отлаживанием рабочего процесса и обучения).
Похожее разделение я встретила в статье «Зачем инженеру soft skills» на «Хабре»: автор включает в понятие «гибкие навыки» два больших раздела – коммуникации и целеполагание.
Коммуникативные гибкие навыки
Все ребята, принявшие участие в опросе, упоминали о коммуникативных навыках. Общение — это то, что, по их мнению, помогает сформировать слаженную команду.
Вот основные коммуникативные навыки, которые выделяют для себя наши ребята:
Общение и умение слушать
Зачем развивать: чтобы говорить на одном языке, строить конструктивный диалог с коллегами и клиентами, доходчиво транслировать свои идеи. Когда коммуникация в команде налажена, задачи формулируются грамотно, понимаются правильно и выполняются точно.
Как развивать: знакомиться, общаться и слушать!
Что почитать: Дейл Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как перестать беспокоиться и начать жить».
Публичные выступления
Зачем развивать: чтобы передавать знания и опыт другим, продвигать свою компанию и себя лично на IT-конференциях, круглых столах и экспертных клубах, приобретать полезные знакомства и связи.
В октябре наш директор Антон Пермяков примерил на себя роль спикера на конференции. Он заранее написал текст доклада, несколько раз отрепетировал его, устроил генеральный прогон в нашем офисе и уже на следующий день выступил перед аудиторией в 500 человек.
Как развивать: смотреть на других спикеров, анализировать их доклады и манеру речи, тренироваться и проявлять активность. У нас в компании, например, разработчики частенько проводят внутренние воркшопы, организуют курсы для студентов, выступают на конференциях.
Что почитать: Радислав Гандапас «Камасутра для оратора», Дейл Карнеги, «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».
Переговоры и «трудные» диалоги
Зачем развивать: чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации (с клиентом или внутри коллектива), обосновывать стоимость разработки сложного проекта, получать выгодные условия сотрудничества.
Как развивать: слушать, анализировать и тренироваться: напрашивайтесь на совещания и переговоры; ищите в коллективе небольшие конфликты и пробуйте их разрешить; не увиливайте от трудных разговоров — готовьтесь к ним и поднимайте на обсуждение непростые вопросы.
В прошлом году Антон Пермяков и Вениамин Мустафин прошли курс «Конструктивная конфронтация» Школы менеджеров «Стратоплан». Они на практике в диалогах по определенным сценариям научились разрешать конфликты с пользой для всех сторон.
Что почитать: Керри Паттерсон, Джозеф Гренни, Рон Макмиллан и Эл Свитцлеp «Трудные диалоги», Джим Кэмп «Сначала скажите "НЕТ"».
Писательское мастерство
Зачем развивать: чтобы уметь грамотно и понятно выражать свои мысли на бумаге (или в электронном виде), не обидеть коллегу или клиента в переписке, поделиться профессиональным опытом через текст — экспертную статью.
Как развивать: писать! Находить темы и поводы для текстов, пусть даже самых небольших. Набивать руку постами в личных соцсетях, или просто писать для себя. Поставить себе реальную цель — написать одну статью в месяц, разбить её на небольшие задачи и приступить к выполнению.
Что почитать: Максим Ильяхов и Людмила Сарычева «Пиши, сокращай», «Новые правила деловой переписки», «Простые правила сильного текста» (да, Ильяхова и Сарычеву мы любим), Майя Богданова «Школа контента», советы «Бюро Горбунова» о тексте.
Организационно-целевые гибкие навыки
Организационно-целевыми мы считаем софт скиллы, напрямую влияющие на личную продуктивность и развитие в профессиональной области. Это то, что помогает нам стать эффективнее и освоить новые приемы, которые ускоряют работу и, как следствие, приближают достижение цели.
Самоорганизация или time-менеджмент
Зачем развивать: чтобы упорядочить свои задачи (а руководителям и тимлидам — ещё и чужие), понимать цели и правильно расставлять приоритеты, грамотно распределять собственные ресурсы. Проще говоря — чтобы делать больше за меньшее время.
Как развивать: отслеживайте, как и куда вы тратите рабочее время (неплохой инструмент для этого — Harvest), ведите списки задач и проектов, читайте статьи и книги, учитесь у гуру продуктивности (см. пункт ниже).
Что почитать: абсолютный любимчик наших разработчиков — Максим Дорофеев. Все, кто развивают time-менеджмент, в опросе посоветовали его «Джедайские техники». Дэвид Аллен «Как привести дела в порядок». Глеб Архангельский «Тайм-драйв».
Управление и делегирование
Зачем развивать: чтобы понимать мотивацию всех участников проекта, научиться планировать работу команды, делегировать и правильно ставить задачи — так, чтобы исполнитель не мучился в процессе, а руководитель был доволен результатом.
Как развивать: советоваться с тимлидами и руководителями, проявлять инициативу и не бояться брать на себя ответственность. А по окончанию проекта проводить ретроспективу — оглядываться назад и анализировать, что было сделано хорошо, что не очень, и как это можно изменить в будущем.
Что почитать: Том ДеМарко Deadline, электронный учебник Николая Товеровского «Управление проектами, людьми и собой» (Товеровский периодически проводит трехдневный практический курс на эту же тему), рассылка и блог Школы менеджеров «Стратоплан». Много советов об управлении проектами и делегировании есть у «Бюро Горбунова».
Знание английского языка
Очевидно, что этот навык относится к коммуникативным. Но я выделила его в отдельную категорию. Ведь, строго говоря, для 70% наших сотрудников знание английского — это скорее хард скилл. Сейчас объясню, почему.
Если вы хоть немного знакомы с компанией fuse8, то знаете, что все наши разработчики условно разделены на русскую и английскую команды. Первая осваивает российский рынок, вторая — работает с нашими британскими коллегами из Delete Agency над проектами для европейских заказчиков. И вот для ребят из второй команды — english is definitely a hard skill.
Зачем развивать: Разработчики из английской команды постоянно общаются и переписываются с менеджерами проектов (британцами — сотрудниками Delete) и клиентами. Очевидно, что тут без знания языка достичь понимания невозможно.
Как развивать: Погружайтесь в язык всегда и везде — смотрите фильмы и сериалы, читайте статьи и книги на английском, запишитесь на курсы, найдите друга по переписке из Англии, США или любой другой англоговорящей страны.
Что почитать: художественную литературу на английском языке: это увлекательно (есть интересный сюжет) и полезно (вы погружаетесь в язык — очевидно же =)). У SkyEng есть крутая подборка литературы на английском для начального, среднего и продвинутого уровней. Выбирайте!
И что со всем этим делать?
Всё это выглядит несколько пугающе: столько всего нужно изучить, понять, сделать… Как найти время, с чего начать, как вообще организовать собственное обучение и структурировать полученные знания? Вот пара советов от наших ребят:
- запросите фидбек от коллег, найдите «проблемный» навык и начните с него;
- пройдите бесплатный курс от Coursera «Научитесь учиться»: он пополнит вашу копилку методами, приёмами и инструментами для быстрого и качественного получения новых знаний (курс на английском, но там есть русские субтитры);
- не читайте книги, а изучайте их: клейте стикеры-закладки, выделяйте маркером важное, составляйте майнд-мэпы.
Бонус: софт скиллы, которые помогут вам получить работу во fuse8
Если вы придёте к нам на собеседование, скорее всего, общаться будете с директором Антоном Пермяковым, руководителем проектов Вениамином Мустафиным, техническим директором Андреем Степановым или с кем-то из тимлидов. Я спросила у них, какие гибкие навыки они ценят в соискателях, и вот какой список в итоге получился:
- управленческие навыки: инициативность и готовность принять ответственность на себя;
- межличностное общение: умение работать в команде, коммуницировать и четко доносить свои мысли;
- самоорганизация: умение правильно распоряжаться собственным временем;
- писательское мастерство: умение выражать свои мысли письменно;
- скорость печати: слепой десятипальцевый метод прилично увеличивает скорость работы — вы сосредоточены на задаче, а не на поиске нужной буквы или исправлении опечаток (помогают освоить «Соло на клавиатуре» и Ratatype).
Это не требования, которым нужно строго соответствовать, а скорее ваш личный бонус. И если он у вас есть, не стесняйтесь заявить об этом. Если же нет — пора развивать!
О софт скиллах рассказали: Владимир Лысов, Даниил Шилов, Антон Пермяков, Антон Воротынцев, Илья Селунский, Вениамин Мустафин, Александр Медведев, Андрей Степанов, Екатерина Шевченко.
Записала и отредактировала: Марина Медведева.
Авторы и источники фото: Justin Luebke, Suzanne D. Williams on Unsplash.