Yandex.Metrika Counter

О том, что такое софт скиллы, я задумалась в начале октября — когда мы с нашим руководителем проектов Вениамином Мустафиным работали над статьей «Как стать фронтенд разработчиком». В ней Веня писал, что для успеха и развития карьеры мало технических знаний — нужно прокачивать гибкие навыки. Но что есть гибкие навыки именно для наших ребят? Что важно для них? На какие софт скиллы обращают внимание тимлиды, нанимая новых сотрудников? Чтобы понять это, я  решила провести опрос внутри нашей компании. 

На основе ответов мне удалось сформулировать человечное определение понятия «софт скилл». Я выделила тот самый маст-хэв-набор гибких навыков для работы в IT-сфере. И теперь точно могу сказать, какие скиллы стоит прокачать, чтобы попасть в нашу команду и максимально быстро вырасти с позиции джуна до мидла или даже сеньора. 

Что такое софт скиллы? 

Если загуглить, что такое софт скиллы (soft skills — англ. гибкие навыки), мы получим довольно сухое определение: набор неспециализированных, но важных для развития карьеры надпрофессиональных навыков. Но что понимает под этим живой человек? 

Наши ребята считают, что софт скиллы — это личные качества и навыки человека, которые:

  • напрямую не связаны с должностными обязанностями;
  • повышают продуктивность и эффективность;
  • помогают коммуницировать внутри компании;
  • объединяют отдельных технических специалистов в команду. 

Такое определение мне нравится больше — оно понятное, простое и довольно обширное. 

Вениамин Мустафин, руководитель проектов: «Софт скиллы сложно приобрести, но это того стоит. Некоторые из них пригодятся на любой должности. Например, прокачанный тайм-менеджмент одинаково полезен для программиста, дизайнера, руководителя проектов, президента или повелителя морей».

Еще одна особенность софт скиллов (уж простите за очевидность) — это их гибкость. Для меня, как для редактора, писательский навык — это хард скилл. Для руководителя проектов, разработчика или тестировщика — софт. 

А ещё, по моему наблюдению, практически все софт скиллы связаны друг с другом: часто приобретение одного из них ускоряет процесс прокачки другого. 

Маст-хэв-набор гибких навыков для работы в IT (по версии fuse8)

Сотрудники fuse8 выделили для себя шесть ключевых софт скиллов. Их условно можно разделить на две группы: коммуникативные (те, что связаны с любыми видами общения — с одним человеком или широкой публикой, устно или письменно) и организационно-целевые (те, что связаны с повышением личной эффективности, отлаживанием рабочего процесса и обучения). 

Похожее разделение я встретила в статье «Зачем инженеру soft skills» на «Хабре»: автор включает в понятие «гибкие навыки» два больших раздела – коммуникации и целеполагание.

Коммуникативные гибкие навыки

Все ребята, принявшие участие в опросе, упоминали о коммуникативных навыках. Общение — это то, что, по их мнению, помогает сформировать слаженную команду. 

Екатерина Шевченко, QA-специалист: «Софт-скиллы, связанные с коммуникациями, помогают объединить технических специалистов в команду / направление / компанию».
Фронтенд-разработчик Данил Шилов и техдиректор Андрей Степанов развивают навыки коммуникации на корпоративе =)

Вот основные коммуникативные навыки, которые выделяют для себя наши ребята:

Общение и умение слушать 

Зачем развивать: чтобы говорить на одном языке, строить конструктивный диалог с коллегами и клиентами, доходчиво транслировать свои идеи. Когда коммуникация в команде налажена, задачи формулируются грамотно, понимаются правильно и выполняются точно. 

Как развивать: знакомиться, общаться и слушать!

Илья Селунский, QA-специалист: «Научиться говорить на одном языке и понимать друг друга в работе также легко, как и в неформальной обстановке, помогают командные игры, любые small-talks на офисной кухне и верёвочные курсы на сплочение. Например, «паутина»: между деревьями натягивается хаотическая «сеть» с разными размерами ячеек, цель команды — по одному перейти на другую сторону, не прикасаясь к верёвкам».

Что почитать: Дейл Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как перестать беспокоиться и начать жить». 

Публичные выступления 

Зачем развивать: чтобы передавать знания и опыт другим, продвигать свою компанию и себя лично на IT-конференциях, круглых столах и экспертных клубах, приобретать полезные знакомства и связи. 

В октябре наш директор Антон Пермяков примерил на себя роль спикера на конференции. Он заранее написал текст доклада, несколько раз отрепетировал его, устроил генеральный прогон в нашем офисе и уже на следующий день выступил перед аудиторией в 500 человек.

Антон Пермяков на конференции STAR IT

Как развивать: смотреть на других спикеров, анализировать их доклады и манеру речи, тренироваться и проявлять активность. У нас в компании, например, разработчики частенько проводят внутренние воркшопы, организуют курсы для студентов, выступают на конференциях.

Андрей Степанов, наш технический директор, нарабатывает навык публичных выступлений, просматривая лекции TED и презентации Apple.

Что почитать:  Радислав Гандапас «Камасутра для оратора», Дейл Карнеги, «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Переговоры и «трудные» диалоги

Зачем развивать: чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации (с клиентом или внутри коллектива), обосновывать стоимость разработки сложного проекта, получать выгодные условия сотрудничества.   

Как развивать: слушать, анализировать и тренироваться: напрашивайтесь на совещания и переговоры; ищите в коллективе небольшие конфликты и пробуйте их разрешить; не увиливайте от трудных разговоров — готовьтесь к ним и поднимайте на обсуждение непростые вопросы. 

В прошлом году Антон Пермяков и Вениамин Мустафин прошли курс «Конструктивная конфронтация» Школы менеджеров «Стратоплан». Они на практике в диалогах по определенным сценариям научились разрешать конфликты с пользой для всех сторон.

Вениамин Мустафин: «При каждом конфликте я стараюсь не впадать в режим «берсерка», а разобраться, что движет человеком, почему он сделал так, а не иначе, и как я могу ему помочь».

Что почитать: Керри Паттерсон, Джозеф Гренни, Рон Макмиллан и Эл Свитцлеp «Трудные диалоги», Джим Кэмп «Сначала скажите "НЕТ"». 

Писательское мастерство

Зачем развивать: чтобы уметь грамотно и понятно выражать свои мысли на бумаге (или в электронном виде), не обидеть коллегу или клиента в переписке, поделиться профессиональным опытом через текст  — экспертную статью. 

Как развивать: писать! Находить темы и поводы для текстов, пусть даже самых небольших. Набивать руку постами в личных соцсетях, или просто писать для себя. Поставить себе реальную цель — написать одну статью в месяц, разбить её на небольшие задачи и приступить к выполнению. 

Журналист Майя Богданова рекомендует каждый день начинать с «утренних страниц»: открываете документ/блокнот/заметки в телефоне и пишете всё, что придет в голову, не отвлекаясь на редактуру и подбор красивых оборотов. Это, как утверждает Майя, развивает воображение и снимает писательские блоки.

Что почитать: Максим Ильяхов и Людмила Сарычева «Пиши, сокращай», «Новые правила деловой переписки», «Простые правила сильного текста» (да, Ильяхова и Сарычеву мы любим), Майя Богданова «Школа контента», советы «Бюро Горбунова» о тексте. 

Организационно-целевые гибкие навыки

Организационно-целевыми мы считаем софт скиллы, напрямую влияющие на личную продуктивность и развитие в профессиональной области. Это то, что помогает нам стать эффективнее и освоить новые приемы, которые ускоряют работу и, как следствие, приближают достижение цели. 

Самоорганизация или time-менеджмент

Зачем развивать: чтобы упорядочить свои задачи (а руководителям и тимлидам — ещё и чужие), понимать цели и правильно расставлять приоритеты, грамотно распределять собственные ресурсы. Проще говоря — чтобы делать больше за меньшее время.    

Как развивать: отслеживайте, как и куда вы тратите рабочее время (неплохой инструмент для этого — Harvest), ведите списки задач и проектов, читайте статьи и книги, учитесь у гуру продуктивности (см. пункт ниже).

Александр Медведев, разработчик: «Умение концентрироваться на задаче — важная составляющая эффективного Self-менеджмента. Я использую «помидорную технику»: концентрируюсь на задаче на 25-30 минут, делаю пятиминутный перерыв и возвращаюсь к работе. Такой метод отлично лечит прокрастинацию. Временные интервалы отслеживаю расширением для браузера Marinara: Pomodoro».

Что почитать: абсолютный любимчик наших разработчиков — Максим Дорофеев. Все, кто развивают time-менеджмент, в опросе посоветовали его «Джедайские техники». Дэвид Аллен «Как привести дела в порядок». Глеб Архангельский «Тайм-драйв».

Управление и делегирование 

Зачем развивать: чтобы понимать мотивацию всех участников проекта, научиться планировать работу команды, делегировать и правильно ставить задачи — так, чтобы исполнитель не мучился в процессе, а руководитель был доволен результатом.  

Как развивать: советоваться с тимлидами и руководителями, проявлять инициативу и не бояться брать на себя ответственность. А по окончанию проекта проводить ретроспективу — оглядываться назад и анализировать, что было сделано хорошо, что не очень, и как это можно изменить в будущем. 

Екатерина Шевченко: «Начинай думать как сеньор и станешь им. Нет ответственности — нет развития».

Что почитать: Том ДеМарко Deadline, электронный учебник Николая Товеровского «Управление проектами, людьми и собой» (Товеровский периодически проводит трехдневный практический курс на эту же тему), рассылка и блог Школы менеджеров «Стратоплан». Много советов об управлении проектами и делегировании есть у «Бюро Горбунова».   

Знание английского языка

Очевидно, что этот навык относится к коммуникативным. Но я выделила его в отдельную категорию. Ведь, строго говоря, для 70% наших сотрудников знание английского — это скорее хард скилл. Сейчас объясню, почему. 

Если вы хоть немного знакомы с компанией fuse8, то знаете, что все наши разработчики условно разделены на русскую и английскую команды. Первая осваивает российский рынок, вторая — работает с нашими британскими коллегами из Delete Agency над проектами для европейских заказчиков. И вот для ребят из второй команды — english is definitely a hard skill. 

Именно так общаются разработчики fuse8 с менеджерами Delete Agency: тимлид Антон Воротынцев вещает из Челябинска в Лидсе по видеосвязи. На английском, разумеется

Зачем развивать: Разработчики из английской команды постоянно общаются и переписываются с менеджерами проектов (британцами — сотрудниками Delete) и клиентами. Очевидно, что тут без знания языка достичь понимания невозможно.   

Как развивать: Погружайтесь в язык всегда и везде — смотрите фильмы и сериалы, читайте статьи и книги на английском, запишитесь на курсы, найдите друга по переписке из Англии, США или любой другой англоговорящей страны. 

Наши сотрудники осваивают теорию и увеличивают словарный запас в The English club. А чтобы преодолеть барьер и начать говорить на английском, занимаются с Джеком, нейтив-спикером из Ливерпуля.

Что почитать: художественную литературу на английском языке: это увлекательно (есть интересный сюжет) и полезно (вы погружаетесь в язык — очевидно же =)). У SkyEng есть крутая подборка литературы на английском для начального, среднего и продвинутого уровней. Выбирайте! 

И что со всем этим делать?

Всё это выглядит несколько пугающе: столько всего нужно изучить, понять, сделать… Как найти время, с чего начать, как вообще организовать собственное обучение и структурировать полученные знания? Вот пара советов от наших ребят:

  • запросите фидбек от коллег, найдите «проблемный» навык и начните с него; 
  • пройдите бесплатный курс от Coursera «Научитесь учиться»: он пополнит вашу копилку методами, приёмами и инструментами для быстрого и качественного получения новых знаний (курс на английском, но там есть русские субтитры);      
  • не читайте книги, а изучайте их: клейте стикеры-закладки, выделяйте маркером важное, составляйте майнд-мэпы.
Наш руководитель проектов, Веня Мустафин, прочитав главу из книги, открывает майнд-мэп и вносит в него самые важные, на его взгляд, мысли. Это помогает структурировать полученную информацию и использовать её в дальнейшем

Бонус: софт скиллы, которые помогут вам получить работу во fuse8

Если вы придёте к нам на собеседование, скорее всего, общаться будете с директором Антоном Пермяковым, руководителем проектов Вениамином Мустафиным, техническим директором Андреем Степановым или с кем-то из тимлидов. Я спросила у них, какие гибкие навыки они ценят в соискателях, и вот какой список в итоге получился:

  • управленческие навыки: инициативность и готовность принять ответственность на себя;
  • межличностное общение: умение работать в команде, коммуницировать и четко доносить свои мысли;
  • самоорганизация: умение правильно распоряжаться собственным временем; 
  • писательское мастерство: умение выражать свои мысли письменно;
  • скорость печати: слепой десятипальцевый метод прилично увеличивает скорость работы — вы сосредоточены на задаче, а не на поиске нужной буквы или исправлении опечаток (помогают освоить «Соло на клавиатуре» и Ratatype).

Это не требования, которым нужно строго соответствовать, а скорее ваш личный бонус. И если он у вас есть, не стесняйтесь заявить об этом. Если же нет — пора развивать! 

 


О софт скиллах рассказали: Владимир Лысов, Даниил Шилов, Антон Пермяков, Антон Воротынцев, Илья Селунский, Вениамин Мустафин, Александр Медведев, Андрей Степанов, Екатерина Шевченко. 

Записала и отредактировала: Марина Медведева.

Авторы и источники фото: Justin Luebke, Suzanne D. Williams on Unsplash.