Yandex.Metrika Counter

Начать работать с нами легко! Просто заполните заявку, и мы свяжемся с вами для обсуждения деталей.

Бюджет

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с положением о конфиденциальности данных.

Ошибочно считать, что запуск продукта — это только про разработку, технологии и дизайн. Очень легко оступиться задолго до старта всего этого – на этапе первоначальных обсуждений. Если подрядчик и заказчик эффективно не синхронизировались на старте, ничего хорошего из дальнейшей работы не выйдет.

Чтобы такого не происходило, мы всегда составляем понимание задачи. Оно помогает в самом начале зафиксировать общую картину, не прибегая к громоздким ТЗ и многотомным документам. Просто делаем понятную и полезную точку опоры для всей команды. 

Что такое понимание задачи

Понимание задачи (ПЗ) — это краткое описание того, что мы узнали о заказчике и его продуктовой идее: кто инициатор, в каком контексте работает бизнес, какие цели и ограничения стоят перед проектом. Это документ — саммари, фиксирующее общий язык между заказчиком и командой, и помогающее быстрее двигаться к нужному результату.

Для нас ПЗ — не файлик, который делается где-то на первой встрече, и после этого теряется в ворохе документов. 

Понимание задачи – первый шаг к описанию продукта: верхнеуровневое представление о том, что мы делаем и зачем. На основе этого потом выстраиваются детали — от пользовательских сценариев и проектирования архитектуры до дизайна интерфейсов и плана релизов.

ПЗ не статично. Оно развивается вместе с продуктом: от первых встреч и гипотез к discovery-фазе, затем к MVP и   масштабированию с поддержкой. На каждом шаге появляются новые данные, уточняются метрики, корректируются сценарии и архитектурные решения.

Итак, ПЗ – это фундамент цифрового продукта, который позволяет:

  • соотнести бизнес-цели и продуктовые гипотезы;
  • определить приоритеты на ближайший этап (например, какие сценарии включаем в MVP, а какие откладываем);
  • зафиксировать риски и ограничения, чтобы избежать недопониманий;
  • держать команду и заказчика в одном информационном поле.

Так, ПЗ становится не только инструментом фиксации договоренностей, но и рабочим артефактом, вокруг которого выстраивается продуктовая стратегия.

Как создать понимание задачи

Создание понимания задачи может занимать много времени — до недели с учетом всех возможных этапов подготовки — переговоров, написания, корректировок и формирования решения. Но в долгосрочной перспективе это того стоит. Конкретнее о профитах поговорим чуть позже, а пока перейдем к тому, как мы готовим понимание задачи.

Встреча с заказчиком

Сразу оговоримся — это не первый контакт с заказчиком. Мы предполагаем, что до встречи по пониманию задачи у нас уже есть какие-то вводные: название компании, направление бизнеса и первичный запрос, сформулированный в 2-3 словах («нам нужен личный кабинет» или «разработайте нам маркетплейс»).

На встрече собираются ключевые люди. Со стороны заказчика — основатель компании, или владелец бизнеса, иногда руководитель направления. С нашей стороны — продюсер продукта, аналитик, архитектор или тимлид, а также UX-дизайнер. Подробнее о том, как правильно подобрать команду для цифрового продукта, рассказали в отдельной статье

Что нужно обсудить для понимания задачи

Всего нам нужно обсудить три большие темы: специфику бизнеса, предполагаемых пользователей и сам продукт. Сначала обсуждаем, чем занимается компания, какие у нее боли и проблемы и каких результатов она ждет. Это могут быть конкретные эффекты: быстрее проводить сделки, уменьшить ручную работу или расширить каналы продаж.

Затем говорим о пользователях, ЦА продукта: кто эти люди, для чего и в каких условиях будут (предположительно) использовать продукт, какие задачи хотят решать.

Дальше обсуждаем сам продукт: что должно быть в первой версии, какие интеграции и технические требования важны, как будем выпускать обновления и по каким метрикам оценивать успех.

Когда все обговорили, кратко и устно резюмируем. Мы обязательно проговариваем, как в итоге поняли задачу — фактически, тезисно повторяем все, что сообщил заказчик и что нам удалось выяснить и сформулировать с ним вместе во время разговора. Часто первичный запрос, с которым клиент к нам пришел, к этому моменту сильно меняется. Вот вам пример:

 

 

Чувствуете разницу? Задача серьезно изменилась. А значит и решение будет уже совершенно другим — по форме, содержанию, временным и денежным затратам.

Итак, если задача в целом понята верно, и клиент это подтвердил, можно уже сейчас верхнеуровнево предположить, каким может быть решение. Если нет, значит мы что-то упустили во время разговора. Конечно, начинать все сначала не придется, но лишние 10-15 минут на уточнения и корректировку ПЗ потратить нужно будет.

Тут важно понять, что понимание задачи не подразумевает бездумного выписывания вообще всего, что говорит нам заказчик

Чтобы точнее настроиться на восприятие целей (и метрик, если они сразу проговариваются), прочтите наш  текст о практике целеполагания в цифровых продуктах. В нем мы разбираем, как именно размытые формулировки задач становятся причиной провала проектов.

Затем берем пару дней на создание документа с пониманием задачи и формулировку нашего предложения по реализации задуманного.

Работа после встречи

После встречи мы формулируем все услышанное и оговоренное в документ. Внутри – общие очертания желаемого продукта, а также гипотезы и измеримые цели. Например:

  • «Сократить время обработки заявки с 5 дней до 2»;
  • «Проверить гипотезу: пользователи будут использовать чат-бот для оформления заказов»;
  • «Первый релиз MVP должен покрывать три ключевых сценария — регистрация, заказ и оплата».

Так формируется общий ориентир, вокруг которого дальше строится продуктовое проектирование, планирование MVP и дорожная карта продукта.

Что внутри понимания задачи

Документ, который получается в итоге, обычно состоит из трех частей:

О клиенте

Кратко описываем, кто заказчик и в каком контексте работает бизнес. Например: на каком рынке он действует, какие у него ключевые продукты или сервисы, кто конкуренты, кто клиенты.

О задаче

Фиксируем, ради чего создается продукт. Формулируем задачу со слов клиента максимально подробно — со всеми озвученными пожеланиями, условиями и подробностями. 

Наше решение

Определяем, как будем двигаться дальше. На этом этапе речь не о ТЗ, а о стратегии, и вот что мы фиксируем здесь в рамках понимания задачи:

  • каким может быть путь продукта — фаза проектирования, разработка и запуск MVP, дальнейшее масштабирование;
  • какие гипотезы проверим в ближайших итерациях;
  • как будет выглядеть первая версия (MVP) и какие сценарии в нее войдут.

Такой документ не закрывает все вопросы, но дает общее направление: зачем делаем продукт, как будем подходить к его созданию, и какие шаги приведут нас к результату. 

Что дальше

После того как понимание задачи собрано, мы презентуем его заказчику. Это момент синхронизации: мы вместе смотрим на то, как сформулированы цели, сценарии и гипотезы, и вправе уточнить детали или что-то доработать.

Потом, дополняя зафиксированное ПЗ, мы формулируем коммерческое предложение (КП). Помимо всего того, что уже есть в ПЗ, КП включает также: 

  • архитектурная гипотеза: основные технологии и компоненты системы, интеграции, работа с данными;

  • состав команды и роли по этапам разработки;

  • ориентировочные сроки и диапазоны затрат;

  • возможные риски и способы их контролировать.

Следующий шаг чаще всего – это проектирование продукта. О нем мы написали в отдельной статье. А после – разработка, релиз и дальнейшее развитие. 

Выходит, что документ ПЗ становится отправной точкой в работе с любым запросом. Он сначала помогает стартовать проект, а после служит ориентиром при дальнейших движениях — от MVP до масштабирования.

В чем профит понимания задачи

Работая над пониманием задачи, мы даем себе из будущего (когда проект уже вовсю идет) несколько преимуществ:

Четкие границы

Если мы понимаем задачу и знаем цель, которую преследует продукт, у нас меньше вероятности свернуть с намеченного пути и потратить время на что-то лишнее. Фактически, любую идею, фичу или изменение в продукте мы прогоняем через фильтр ПЗ.

Как это работает: если фича никак не влияет на достижение цели проекта, но при этом требует дополнительного времени на разработку, мы её не делаем. Чтобы сделать этот фильтр еще более точным, в фазе проектирования мы создаем карту влияний. О том, что это такое и как помогает делать цифровые продукты, читайте в другой нашей статье

Быстрый старт

Когда у нас есть согласованное понимание задачи и утвержденное решение, очень легко и быстро получается погрузить в контекст команду, которая будет работать на проекте. Достаточно просто дать всем прочитать документ с ПЗ или провести по нему краткую презентацию.

Прозрачность и предсказуемость

ПЗ – первый шаг к согласованной дорожной карте продукта: заказчик понимает, что команда будет делать и зачем, а команда видит, как ее работа будет связана с бизнес-целями. Это снижает количество недопониманий и повышает доверие в процессе работы. 

Доверие как составляющую продуктовой разработки сложно переоценить, однако нам хотелось бы лишний раз отметить, как важно доверять друг другу в команде продукта. На этом основана методология, которую мы используем в работе над каждым из созданных продуктов.  

Предсказуемый результат 

Благодаря документу с пониманием задачи и подробным описанием нашего решения клиент еще на старте понимает, что он получит в конце.

Лояльность клиента 

Это уже вопрос клиентского сервиса. Мы не просто удовлетворяем первичный запрос заказчика, а через разговор узнаем (а порой и помогаем ему узнать), что действительно нужно ему и его бизнесу. И почему именно это.

Управляемые риски

Формулируя гипотезы и метрики заранее, мы видим потенциальные узкие места: от регуляторных ограничений до технической сложности интеграций. Так проще готовиться к возможным нюансам еще до старта и продумывать более гибкие решения.

Вместо ситуации «делаем продукт ради продукта» получается краткий, но осмысленный набросок пути от идеи до измеримого результата.

Вывод

Готовить ли понимание задачи для каждого лида — это личный выбор каждого отдельного исполнителя. Нам кажется, что потратить на это время стоит даже на самых небольших проектах, просто потому что профит того стоит. В конце концов, как можно предложить классное решение и успешно реализовать его, не разобравшись в задаче?

7 шагов от идеи продукта до запуска

Гайд Compass

Гайд из 7 шагов, с которыми путь от идеи до запуска становится яснее. Чёткая последовательность, понятные объяснения, рабочие шаблоны. То, что мы сами кладём в рюкзак перед стартом

получить гайд