Yandex.Metrika Counter

Начать работать с нами легко! Просто заполните заявку, и мы свяжемся с вами для обсуждения деталей.

Бюджет

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с положением о конфиденциальности данных.

Продажа разработки: как получать доверие заказчика и проекты при большом цикле сделки

·

Мы делаем крупные, сложные и высоконагруженные проекты для бизнеса. Это значит, что помимо длительного времени разработки таких сервисов, много времени занимает и цикл сделки. С момента, когда заказчик заинтересовался нами как исполнителями, до фактической покупки разработки может пройти от 3 до 6 месяцев. Нюансы процесса продаж у нас опираются как раз на эту особенность работы.

Продажу мы воспринимаем как часть проекта – первый его этап, когда за определенное время нужно прийти к намеченному результату. Для нас такое восприятие обусловлено стратегией развития компании: мы нацелены на долгосрочные контракты с LT от трех лет. Чем раньше начнем выстраивать партнерские отношения с клиентом, тем проще его выращивать – все на доверии.

Заказчики очень разные, если учесть, что производство не конвейерное. У них разные уровни ожиданий, осведомленности и требований. Однако все то, о чем расскажем в статье, при любом заказчике и проекте позволит получить бонусов и отстроиться от конкурентов.

Клиентский сервис начинается с этапа продаж: прозрачность и доверие

Принцип кажется очевидным, но по рынку видно, что не все берут его на вооружение. С этапа продаж мы строим долгосрочные отношения с клиентом. Всегда в продажах участвует человек, который хорошо понимает бизнес. С самого начала нужно работать на доверие: держать заказчика в курсе, прозрачно рассказывать о себе и процессах, дать понять, как будет строиться работа.

Матрица доверия

Когда заказчик приходит к нам впервые, доверие у него на нуле, даже если он прочитал все статьи и кейсы и услышал тысячу рекомендаций. На этапе продаж важно повысить доверие, а для этого – быть максимально прозрачными. Главная цель в продажах – довести до максимума уровень доверия. Делать это нужно постепенно, и один из инструментов здесь – «Продавать меньше, чтобы продавать больше».

Продавать меньше, чтобы продавать больше

Когда циклы сделки длительные , а разрабатываемые продукты большие, бывает сложно оценить разработку всего и сразу. Заказчик при этом приходит не за оценкой и ТЗ, а за результатом – ИТ-продуктом. Между тем покупка любой разработки – большой риск. Фактически заказчик покупает обещание, что через какое‑то время он получит продукт. Мы понимаем эту проблему, поэтому сначала продаем меньше, чтобы потом продавать больше.

Сложно сразу отдать много денег людям, которых не знаешь.

Поэтому в любой продаже мы выделяем первый шаг, который будет полезен проекту, но потребует мало времени. По цене он будет комфортен для обеих сторон – этакий тест-драйв с понятным результатом для бизнеса.

Например, у нас есть этап предпроектной аналитики, который длится один месяц вместо трех месяцев написания ТЗ. Есть еще технический аудит. Через такие услуги снижаем планку входа для заказчика и сразу показываем, насколько мы крутые, чтобы повысить доверие.

Почему лучше взять денег, а не сделать бесплатно? Это проверка заказчика на релевантность. Нужно убедиться, что человеку действительно нужен результат, и он не просто «похожу посмотрю» без явной цели начать работу.

Такой шаг мы делали, например, для Emex – анализировали их существующую систему, чтобы в дальнейшем заняться масштабной переработкой. У нас есть материал об этом проекте. За 5 недель мы провели подробный анализ и наметили курс улучшений для продукта.

Понимание задачи важнее всего

Нет ПЗ – нет КП. Помним, что продажи – первый этап проекта и создания ценности для заказчика, поэтому важно понять, что ему на самом деле нужно – без этого никакой пользы быть не может.

Чтобы прояснить понимание задачи, мы организуем встречу с заказчиком, где узнаем про его бизнес и запрос, погружаемся в его проблемы и цели, после чего вместе формулируем ПЗ и согласовываем. Подробнее об этом процессе рассказали в другой нашей статье.

Реальная потребность заказчика не всегда равна запросу, с которым он приходит.

Например, как‑то к нам обратился один из крупнейших дистрибьюторов 1С в РФ. Запрос – создать большущий маркетплейс для бизнесов, которым необходим 1С – что‑то вроде узкопрофильной фриланс-биржи. Мы начали копать и поняли, что маркетплейс ребятам делать рано – нужно сперва понять, будет ли такой продукт востребован и набрать клиентскую базу. Поэтому мы не стали сразу оценивать разработку и требовать денег. Вместо этого помогли заказчику запустить процесс проверки гипотезы. Прошло время, и сейчас заказчик к нам вернулся. Гипотеза подтвердилась, и теперь можно обсуждать маркетплейс.

Креативность в продажах – это подумать за заказчика

Даже когда есть настроенный и работающий процесс продаж – пресловутая воронка – на каждом этапе нужно пытаться придумать, что бы сделать такое прикольное, приносящее заказчику дополнительную пользу и помогающее продать.

Например, можно пригласить заказчика с какого-нибудь текущего проекта поучаствовать в этапе продаж. Мы недавно провернули такой прием на переговорах с заказчиком из афтермаркета – позвали на встречу другого нашего заказчика из этой же сферы. Он рассказал, почему работает с нами уже три года, и погрузил в некоторые процессы потенциального покупателя. Новый проект мы в итоге получили.

Креативность еще важно проявлять на этапе, когда заказчик уходит думать над вашим КП, чтобы через какое‑то время вернуться с решением.

Многие компании просто напоминают о себе, но находятся в пассивном режиме ожидания. Наш подход – проявить активность и здесь.

Вот пример. Сейчас мы делаем крупный сервис для заказчика, который в дальнейшем хочет растить свое ИТ-подразделение. Когда мы обсуждали, на каких технологиях будем делать фронтенд, ребята долго не могли определиться: React или Vue выбрать. Они рассуждали, отталкиваясь от того, на чем проще писать. Мы же предложили другой вариант: посмотреть, кого проще нанять.

Мы провели быстрое исследование рынка соискателей и поняли, что резюме на React процентов на 20% больше. Платят разработчикам React и Vue примерно одинаково, но вакансии на React закрываются быстрее. К тому же, на нем пишут в ряде крупных компаний из смежных отраслей – это значит, что можно будет нанимать с рынка специалистов с нужной отраслевой экспертизой. Через день после презентации этой информации заказчик выбрал нас как исполнителей и выбрал React для реализации фронтенда

Лучше недообещать, чтобы потом не было мучительно больно

На последнем этапе продаж, когда заказчик «готовенький», и уже кажется, что до контракта рукой подать, велик соблазн согласиться на то, что рискуем не выполнить. Приходит заказчик и говорит «Ребята, все классно, а можем еще вот это и вот это прикрутить?». Всей командой радостно отвечаем: «Ну конечно, какие проблемы?» – все, лишь бы подписаться уже и начать работу.

Всегда в продажах должны быть люди, которые здраво оценивают, что мы можем пообещать и чего сходу обещать не стоит.

Лучше недообещать и потом, когда станет понятно, что времени хватает, порадовать заказчика каким‑то бонусом. Если не выйдет, ничего страшного – оговоренные обещания мы ведь выполнили, и никто не разочарован. Если получится сделать больше – великолепно, заказчик будет еще счастливее.

Презентуем голосом

Скидывать оценки и КП на почту или в мессенджер без назначенной встречи – табу. На встрече с презентацией КП можно сразу отработать возражения, проконтролировать процесс презентации в целом. Можно сразу же пояснить что‑то для заказчика, скорректировать его восприятие.

Когда заказчик с материалом наедине, он может не так что‑то понять, пропустить важные детали и вернуться с непонятной обратной связью и сбитыми ожиданиями.

Плюс мы на практике поняли, что при выборе между просто скинуть таблицу и презентацией на встрече «вживую» второй вариант повышает конверсию. Включенность в переговоры с самого начала и забота о заказчике повышают доверие.

Гибкость vs Принципы: держать баланс

У заказчика свои процессы, у нас – свои. Баланс между этими двумя сущностями стоит находить, отталкиваясь от пользы для заказчика.

После понимания задачи обычно становится понятно, какие процессы у заказчика настроены, а какие не очень или вообще отсутствуют. На основе этой информации и лавируем. Можем встроиться туда, где все уже удобно и работает, а там, где работает так себе, предложить свои настройки.

Например, с одним из текущих клиентов мы договорились, что встроим свою команду в их процессы: ведение задач в jira и долгосрочное планирование. При этом свой процесс разработки мы не меняем: планируем спринты и артефакты в них по отлаженным внутри себя алгоритмам. А процессы, которых у заказчика не было, помогаем выстраивать. Сейчас это, например, тестирование.

Получается, что заказчику мы поставляем результат и работаем так, чтобы ему было проще держать фокус на выполнении задач. А в более низкоуровневые механизмы работ над этими задачами заказчика не посвящаем – за детализацией следим сами.

Команда продаж: продавать должны лучшие

Последнее, но не по значению. У нас нет отдельного подразделения продаж: продают те, кто будут заниматься проектом. Чтобы был синтез понимания бизнеса и предложения работающих технических решений, на встречи зовем ребят из разных подразделений. Это как раз про прозрачность, которая ведет к доверию – сразу знакомим клиента с основными людьми в команде, которые будут принимать решения на будущем проекте. Помимо пользы для заказчика, избавляем от неудобств себя: не нужно на встрече говорить: «Ой, ну я этот момент уточню со специалистом и вернусь с ответом завтра». Уточняем по факту, и все в выигрыше.

Подводя итог, стоит сказать, что успех в продажах – результат всегда комплексный. Тут и про командную работу, и про способность слышать и понимать, анализировать, и про техники, которые у каждого свои. Наши подходы, о которых мы в этой статье рассказали, формировались не одномоментно и внедрялись в процесс постепенно, накапливались. И это нормально – шаг за шагом накапливать небольшие улучшения, чтобы однажды прийти к крутому и удобному процессу.