Yandex.Metrika Counter
Турист всматривается в горы

Клиент

Заказчик — ГКУК «Челябинская областная универсальная научная библиотека».

Отдел краеведения библиотеки решил запустить проект по популяризации туризма на Южном Урале — приложение «Нескучные путешествия по Южному Уралу».

Задача

Разработать приложение об интересных местах Южного Урала. У заказчика не было четкой постановки задачи. Было желание сделать мобильное приложение с использованием информации из электронной книги «Нескучное путешествие по Южному Уралу». Но для начала клиент должен был определиться:

  • для каких платформ будет разрабатываться приложение — iOS, Android, Windows Phone;
  • наметить сроки;
  • определить бюджет;
  • решить, где брать и как готовить контент.

Разработка ТЗ и прототипов

Мы подготовили две концепции приложения и прототипы к ним.

Первая концепция

  • перенести контент из книги «Нескучное путешествие по Южному Уралу» в формат отдельных экскурсий;
  • сделать так, чтобы пользователь заранее загружал понравившуюся экскурсию с картой на смартфон и пользовался приложением в оффлайн-режиме;
  • предоставить пользователю карту достопримечательностей для каждой экскурсии;
  • реализовать поиск по экскурсиям и местам;
  • добавить раздел «Информация о проекте»;
  • добавить аудиогид и заготовленные маршруты для некоторых экскурсий.

Вторая концепция

Вторая концепция частично повторяет первую, но в упрощенном варианте — без аудиогида и заготовленных маршрутов.

Подготовка аудиогида и маршрутов требовала времени и дополнительных затрат, а бюджет и сроки были ограничены. Поэтому мы начали с упрощенной версии.

Основные положения ТЗ

  • приложение должно работать в оффлайн-режиме, пользователь сможет скачать карту с экскурсиями на телефон;
  • на карте должны быть отмечены экскурсии и места;
  • есть поиск по экскурсиям и местам;
  • пользователь сможет оценивать экскурсии;
  • контент (фотографии и тексты) нам предоставляют специалисты краеведческого отдела библиотеки.

Визуальное решение

У клиента уже был логотип и брендинг, которые ранее использовались в печатной продукции. Дизайн выглядел устаревшим, и мы предложили клиенту провести ребрендинг: переделать логотип, основные элементы фирменного стиля, цветовую палитру.

Бренд и цветовая схема заказчика
Так раньше оформлялась печатная продукция библиотеки

Разработка концептуальных вариантов логотипа и фирменного стиля

Мы разработали четыре варианта логотипа, фирменного стиля и иллюстраций и попросили заказчика выбрать понравившийся.

Новый логотип узнаваем и без названия приложения, он используется в качестве иконки. Главный цвет выбран из гайдлайна библиотеки, чтобы сохранить преемственность.

Стайлгайд и библиотека компонентов

Для каждого проекта мы готовим стайлгайд и библиотеку основных компонентов. Это помогает сохранять дизайн консистентным и облегчает жизнь разработчикам. Поддерживать проект со стайлгайдом гораздо проще.

Пример стайлгайда
Обновлённый стайлгайд

 

Разработка и тестирование

Приложение «Нескучные путешествия по Южному Уралу» написано на языках Java и Kotlin. Мы использовали Retrofit, Room и Clean Architecture.

На завершающих этапах мы вручную тестировали приложение на современных Samsung Galaxy S8, LG Nexus 5X со «свежей» версией Android и на устаревших моделях — Samsung Galaxy Note II и других.

Работа с ошибками велась в системе трекинга багов Jira.

Карты

При работе с картами мы использовали mapbox. Оптимизировали размер карты выделением отдельных регионов и их предварительной загрузкой. Из-за небольшого бюджета заказчика пошли на ухищрения: в mapbox нельзя скачать более шести тысяч тайлов за раз, поэтому мы разбивали и закачивали карту в несколько потоков.

Оптимизация размера

Поскольку приложение работает в оффлайне, много информации хранится в памяти смартфона. Чтобы уменьшить размер приложения нам пришлось сжать изображения, максимально сохранив их качество. Мы использовали новые возможности Android Studio — разделили ресурсы приложения так, чтобы пользователь в момент установки получал только те изображения и файлы, которые соответствуют параметрам его смартфона.

Презентация приложения после запуска

После выпуска приложения клиент пригласил нас на презентацию, которая проходила в рамках праздника «Общероссийский день библиотек».

Участие в ней принимали сотрудники и директора библиотек со всего Урала. Мы рассказали о приложении и показали, как им пользоваться.

Проект «Нескучные путешествия по Южному Уралу» получил положительные отзывы. Многие гости установили приложение на свои смартфоны. 

Демонстрация на телефоне
Фото с презентации (взято с сайта ЧОУНБ - http://chelreglib.ru/ru/news/4064/)

Результат

Создано мобильное приложение для Android «Нескучные путешествия по Южному Уралу». В нём 17 экскурсий, 80 туристических объектов и сотня фотографий достопримечательностей. С момента запуска приложение скачали более 500 раз. Оно весит 18 Мб — не больше приложения для вызова такси. Средняя оценка пользователей — 4,9 балла.

Приложение работает в режимах онлайн и оффлайн. Ориентация на местности происходит с помощью карт с отмеченными достопримечательностями. Насколько увлекательны экскурсии, решают сами путешественники, оценивая их по пятибалльной шкале.

  • Лучший проект в сфере туризма
    Министерство культуры и «Центр развития туризма Челябинской области»

Отрадно, что мы стали лауреатами премии по итогам 2018 года в номинации „Лучшие практики в сфере туризма“ — настолько высоко оценили наше мобильное приложение „Нескучные путешествия по Южному Уралу“.

Это стало возможным благодаря слаженной работе библиотекарей краеведческого отдела и наших партнёров из fuse8. Высокий профессионализм, творческий подход и энтузиазм (с ребятами мы тесно общались на всех этапах разработки) позволили создать современный, удобный и нужный продукт.

Большое спасибо коллективу компании fuse8 и особенно руководителю проекта Вениамину Мустафину и дизайнеру Екатерине Данилиной. Надеемся, у нас ещё будут совместные проекты!

Наталья Соловьёва, замдиректора по творческой деятельности ЧОУНБ