Yandex.Metrika Counter

Обсудить проект

Начать работать с нами легко! Просто заполните заявку, и мы свяжемся с вами для обсуждения деталей.

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с положением о конфиденциальности данных.

Мы уже писали статью о том, как стартовали проект стажировки, как организовывали занятия и домашки, и что нам говорили наши стажеры по итогам первой половины курса. Для полноты картины можно ознакомиться сначала с первым материалом, в потом вернуться сюда.

План и факт 

Курс рассчитывали на 2 месяца и 9 занятий, к 6 из которых прилагались домашние задания, формирующие пет-проект. Старт планировали 3 июля. Ожидали, что соберем желающих поучаствовать человек 40, и возьмем на курс где-то 15. Подведение итогов и интервью с лучшими учениками должны были случиться примерно на первой неделе сентября. За это время мы думали не только провести занятия и проверить домашние задания стажеров, но и подготовить эти самые занятия и задания в процессе. Спойлер: идея оказалась так себе. 

Желающих пришло гораздо больше – анкету на участие заполнили 162 человека. Относительно проведения занятий в сроки мы уложились. Последняя лекция курса состоялась 24 августа – на восьмой неделе со старта стажировки. А вот с подведением итогов затянули. На проверку итоговых проектов ушло много времени, да и организовать интервью с лидерами курса получилось не сразу. В итоге оффер лучшему кандидату на место в команде выслали только в октябре. О том, почему такая временная пропасть образовалась, расскажем дальше.

Проверять итоговые проекты стажеров мы закончили примерно в середине сентября, хоть и дедлайн их сдачи был 4 числа. Когда пришло время проверки, один из наших разработчиков-преподавателей ушел в отпуск, у другого была большая загрузка на проекте. Словом, пришлось успевать кое-как, поэтому процесс затянулся. Хоть и не быстро, но сделали все по совести: пяти лучшим студентам предложили интервью, остальным ребятам рассказали, что подтянуть, чтобы справляться лучше.

До «финала» дошли 10 ребят, с пятью из которых мы провели интервью. Студенты нам попались действительно крутые и талантливые. Некоторые по своей инициативе усовершенствовали пет-проект. Кто-то сделал автоматический запуск тестов при изменениях кода. Кто-то уже после проверки дорабатывал решение. Если кто-то из наших стажеров читает эту статью сейчас, знайте, что вы большие молодцы!

Как строили курс

Первым этапом было тестовое задание, которое из 162 заявившихся на курс прислали человек 70-80. После проверки тестовых мы отобрали 29 ребят и пригласили их на стажировку.

Каждую неделю, начиная с 6 июля проводили 1-2 занятия, дополняя их домашними заданиями, которые нужно было выполнять в GitHub. В конце курса стажерам нужно было сделать пет-проект, собрав все домашки вместе. Суть проекта – приложение для получения курсов валют, состоящее из двух сервисов. Один отвечает за получение, хранение и кэширование курсов валют. Второй – web API. Если интересно, можете ознакомиться с заданиями.

Вопросы и спорные моменты решали в телеграм-чате, где также публиковались анонсы лекций, ссылки на ДЗ и другая важная информация. 

Три раза за курс собирали обратную связь со стажеров через гугл-формы – после первого занятия, в середине и конце курса. Старались учитывать просьбы и пожелания.

Занятия, которые проводили наши бекенд-лиды, организовывали в гугл-мит. Записи занятий и презентации для них после присылали в тг-чат ребятам для повторного или самостоятельного изучения теми, кто не смог присутствовать на занятии онлайн.

Качество выполнения работ отслеживали в таблице, чтобы в конце быстро соотнести результаты и выявить лучших.

Вопросы к формату

Изначально наш курс мы позиционировали именно как стажировку. В итоге проект больше, конечно, походил именно на курс по разработке, потому что было всего два вида активностей: лекции и ДЗ. 

Чтобы приблизиться к формату именно стажировки, нам стоило вводить более интерактивные занятия, на которых был бы некий мозгоштурм, например, имитирующий процесс командной работы на реальном проекте. Такой подход убил бы двух зайцев: ребята бы получили возможность профессионально проявить себя, а мы, памятуя о предстоящем найме, сразу оценили бы их коммуникацию и способность презентовать идеи.

Чего точно не стоит делать – пренебрегать домашними заданиями на таком курсе. Это ценная штука для стажеров и для нас, как нанимателей – можно уже после первых проверок понять, как человек думает и решает задачи. Однако цена проверки этих заданий не менее высока – одновременно отсматривать задания и готовиться к лекциям оказалось непросто.

Временные и финансовые затраты

Мы действительно переоценили себя, предположив, что готовить курс и проводить его одновременно будет посильной ношей. Весь проект стажировки занял у нас порядка 500 часов разработчиков, PR и HR. В денежном эквиваленте это около 1.5 млн рублей, что сравнимо со стоимостью небольшого нашего проекта для заказчиков.

Боли добавил отпускной сезон. Одному из наших преподавателей-разработчиков где-то в середине курса пришлось в одиночку работать на проекте и при этом еще готовить занятия, потому что коллеги ушли в отпуск. Этого нюанса на старте мы не учли, а стоило бы.

Зато теперь у нас есть опыт готовая программа для обучения джунов на .NET. Использовать ее, добавляя минимальные корректировки, можно будет еще пару лет, повторяя опыт нашего курса, но уже без неизбежной потребности уложиться в сжатые сроки. 

Ну и главный позитивный исход всех стараний – активный и продуктивный новичок в команде, который совсем скоро приступит к нашим внутренним и заказным проектам. Кроме того, мы выделили для себя еще пару ребят, которых не можем устроить на работу сейчас, но будем рады предложить им место в команде, когда начнем реализовывать наши новые проекты.

Если вы тоже хотите сделать стажировку или курс для разработчиков

Пишите вводные, максимально объясняя все подряд – даже те моменты, которые вам кажутся очевидными. У нас на этапе тестовых заданий в самом начале случалось, что кто-то решал задания на java, хотя курс у нас по C#. Кто-то присылал ответы в нечитаемых форматах, кто-то писал тему письма как попало, поэтому мы такие ответы просто теряли.

Google Meet не подходит для проведения курса. Стажеры жаловались, что нельзя отмотать видео назад, если опоздал на занятие (в случае трансляции на ютубе можно). Также были жалобы на качество записанных уроков – даже если выставлять 720р, не видны фрагменты кода на презентациях. Отчасти эта проблема решалась пересылкой презентаций стажерам, но на будущее нужно будет искать все-же другие способы.

Можно сократить время на проверку ДЗ, если первые несколько ДЗ по основам дисциплин сделать автоматически проверяемыми – через тесты, которые были готовы вместе с проектом на этапе проектирования ДЗ. В таком случае проверяться будет работоспособность кода, а не его красота, но время на организацию процесса существенно сократится.

Отдельное занятие по Git действительно нужно некоторым начинающим разработчикам. Оказалось, что не все умеют им пользоваться, либо знают, но не понимают, зачем он нужен. Вследствие этого  несколько человек писали, что сломали ветку и удаляли по этой причине репозитории, а потом создавали их заново, соответственно запрашивая повторную проверку. Это тоже тратило наше время. 

Закладывайте время на подготовку до начала курса. Особенно, если делаете его с нуля только на базе опорных материалов, а не берете уже готовую программу. 

Подбирайте для проведения курса ребят с разных проектов. Так можно избежать рисков, связанных с нехваткой времени, когда все «зашиваются», и нет свободных рук, которые бы работали работу.