Yandex.Metrika Counter

Зачем нам вообще проводить демо? В чем профит? Есть же дизайны, детально расписанные юзер стори или ТЗ, критерии приёмки. В конце концов, есть люди с зарплатой, которые проверяют, соответствует ли разработанное нами требованиям заказчика. Ответ — в ценности демо как для нас, как исполнителей, так и для наших клиентов:

Ценность для клиента. Демо даёт клиенту возможность потрогать продукт ещё на этапе разработки и скорректировать курс этой самой разработки — пересмотреть юзер стори, пофиксить что-то, добавить или наоборот убрать.

Ценность для разработчика. Для нас основная ценность демо прежде всего в получении фидбэка «из первых рук», и, чего уж таить, в обретении огромной уверенности (иногда ложной) в том, что мы на правильном пути.

Есть множество практик проведения демо. Некоторые очень распространены. Другие используются довольно редко. Демо — это вообще весьма индивидуальный процесс для каждой команды (особенно при отсутствии прописанной политики проведения демо).

Я расскажу о нашем опыте. Что-то в нём универсально и подойдёт многим командам. Что-то — очень специфично и применимо далеко не всегда. Просто берите на вооружение то, что кажется вам полезным, а остальное смело пропускайте.

Итак, мы условно разделяем клиентское демо на два основных этапа — подготовка и собственно сам «экшон».

Подготовка к демо

Есть довольно простой постулат о тяжести в учении и лёгкости на работе. Можно его переформулировать в тяжесть подготовки и лёгкость проведения демо. Серьёзно, если потратить на подготовку достаточно времени, можно сильно облегчить себе задачу на непосредственной демонстрации. Вот, как к демо готовимся мы:

Пишем сценарий или демо-документ

Прежде всего стоит крепко задуматься о том, что именно показать клиенту на демо. Тут хорошим помощником будет заранее сформированный роадмап с дедлайнами. Опираясь на него, можно просто показать те компоненты, чьё время для появления по эту сторону реальности уже наступило.

Если же роадмапа нет, можно ориентироваться на спринты или просто взять набор компонентов, который вы разработали с момента начала проекта или после предыдущего демо.

Чтобы заранее определить ход демо, мы готовим специальный документ. Сценарий демо, если угодно. Его лаконичность полностью в нашей власти: можно расписать всё подробнейшим образом и сделать заметки для каждого из участников процесса, или же ограничиться ссылками с названием компонентов/страниц.

Тот же документ можно расшарить с клиентом и предложить ему прописать в секциях фидбэк.

 

Пример демо-документа: здесь зафиксировано, кто и что будет показывать клиенту, приведены ссылки + добавлен блок для фидбека клиента

 

По моим наблюдениям, это нередко добавляет баллов команде-исполнителю, показывает, что ей и правда интересно мнение клиента о продемонстрированных фичах.

Готовим среду

Следующий шаг — подготовить подходящую для демонстрации итогов спринта среду. Важно убедиться, что:

  • стейджинг, на котором вы собираетесь демонстрировать материал, поднят;
  • на этот стейджинг могут зайти все участники демо;
  • весь материал, который вы собираетесь демонстрировать, задеплоен;
  • содержимое этого материала не вызывает у вас удивления.
Совет: будет классно, если весь функционал на стейджинге проверит человек из команды, который не принимал участия в подготовке среды. Просто потому, что он свежим взглядом может заметить гораздо больше ;)

Что касается демонстрации на локальной среде — компьютере одного из разработчиков. На ней, безусловно, можно показывать отдельные фичи. Но помните, что при таком раскладе клиент не сможет самостоятельно покрутить в руках демонстрируемую функциональность. Для него это превратится в ситуацию «продаете — показываем — красивое».

 

Котики-клиенты, которые не могут пощупать фиче-рыбов на локальной среде

 

Но тем не менее, если у нас в локали лежит добротная фича, которой по каким-то причинам нет на стейджинге (неполная реализация/работа только при участии духовых инструментов/не успели залить), а откровенно нового в демо мало, — мы её покажем! В конце концов, почему бы приятно не удивить клиента? ;)

Распределяем обязанности и роли

Мне кажется, нет единого «золотого» стандарта, по которому надо определять участников процесса. Есть команды, в которых демо всегда проводит один и тот же человек, и клиент пляшет от восторга. В некоторых случаях выступает вся команда, и тоже получается отличный материал.

Мы обычно подключаем к демо всю команду. По крайне мере тех её членов, чей уровень английского позволяет свободно рассказывать о проделанной работе и отвечать на вопросы клиентов и партнёров (они у нас в большинстве своём англоговорящие).

Есть несколько причин, по которым стоит привлечь к проведению демо всю команду:

  • это снимает нагрузку с тимлида: все-таки одному человеку тяжело своими силами провести часовое демо;
  • это повышает качество демо: лучше всего разработанный функционал может представить именно тот, кто его разрабатывал;
  • это дает возможность всей команде похвастаться добротным функционалом, который они произвели на свет.

А ещё проведение демо — это публичное выступление. Конечно, не каждый рожден Крисом Роком, но навык публичных выступлений, на мой взгляд, очень важен для хорошего разработчика. И регулярное участие в демо — это отличный способ его прокачать. К тому же, клиент априори весьма лояльная аудитория — он понимает, что не в театре драмы.

Проводим внутреннее демо

Часто даже у такого незначительно события, как свадьба, есть репетиция. И нам тоже было бы неплохо ее провести. К тому же, в отличие от свадьбы, репетиция демо принесёт нам существенно больше профита. Ведь именно на этом этапе часто можно заметить/отловить огрехи, которые были допущены в процессе подготовки.

Пара советов для повышения продуктивности внутреннего демо:

  • Позовите на демо в качестве таргетируемой аудитории менеджеров проекта, продакт-оунеров и других людей, причастных к процессам и проверкам разрабатываемой вами функциональности. Они обязательно накидают полезного фидбека.
  • Проводите внутреннее демо за пару-тройку дней до основного, чтобы материал и ход презентации были достаточно свежими в голове, и при этом осталось время внести какие-то критичные правки на основе полученного фидбэка.

На этом с подготовкой мы закончили. Осталось пробежаться по чек-листу, убедиться, что мы ничего не забыли, и ждать назначенного дня и часа нашего основного «экшона»!

Чек-лист готовности к клиентскому демо

написан сценарий проведения демо;

подготовлена и проверена на работоспособность среда для проведения демо;

каждый член команды знает, о чём он будет рассказывать и что показывать;

внутреннее демо проведено;

ошибки, выявленные на внутреннем демо, устранены.

Проведение демо

Итак, мы всё подготовили, сверились с приведённым выше чек-листом и назначили встречу с клиентом. У вас открыт демо-документ и вкладки с нужными страницами, команда в сборе и знает, что делать. Чтобы все прошло гладко, вот еще несколько моментов, о которых стоит помнить уже непосредственно на самом демо.

Управление ожиданиями

Здорово, когда команда понимает, чего ждёт клиент от каждого конкретного демо. Великолепно, если команда ещё и может все эти ожидания оправдать. А если нет? В этом случае лучше сразу дать клиенту понять, что столь вожделенный конструктор видео-каруселей к демонстрации пока не готов — то есть, фактически, снизить ожидания еще на старте.

 

 

Хорошая практика — перед началом демо обозначить повестку и кратко обрисовать, что и в каком порядке вы будете демонстрировать. Это поможет клиенту скорректировать ожидания о предстоящем демо и понять, какие именно компоненты и функциональность он сможет увидеть и «пощупать» прямо сейчас.

Сторителлинг вместо сухих перечислений

Вы же помните, что демо — это публичное выступление и работа с аудиторией? Про некоторые компоненты, особенно визуально насыщенные, рассказывать легко — всё яркое, анимированное. Можно вообще просто радостно посвистывать в процессе демонстрации того, как у вас одна анимация на другую наезжает.

 

 

А что делать, если нам надо продемонстрировать «скучные» репорты или табличную статистику? Зачастую для клиента такая функциональность куда важнее всех украшательств и анимаций, ведь на данных этих репортов он будет строить свой бизнес.

Мы в таких случаях стараемся придерживаться трёх правил демонстрации:

  1. Рассказываем о сложных и «скучных» компонентах через сценарии их использования.
  2. Показываем пользу разработанной нами функциональности для конкретных пользователей.
  3. Приводим много примеров и выделяем отдельно время для ответов на вопросы клиента.

Нет

Это форма для загрузки товаров в интернет-магазин. Вот тут кнопка загрузки, а тут кнопка удаления. Можно загрузить один товар или сразу несколько. Всё работает, мы проверяли, идем дальше.

Да

Это инструмент для работы с данными из каталога интернет-магазина. С его помощью контент-менеджеры могут: загрузить или удалить товары, отредактировать описание товара, добавить изображение и т.д. Сейчас мы покажем, как всё это работает.

*показываем*

Чтобы менеджерам было удобно работать сразу с большим объемом товаров, мы добавили ...

Есть ли у вас какие-то вопросы или пожелания по работе этого инструмента?

Упор на то, что интересно клиенту

Я заметил, что часто команда, которая проводит демо, может зациклиться на визуале и забыть нормально описать функциональность. Или наоборот — слишком углубляются в функциональную составляющую и технические нюансы, упуская внешний вид. Но как понять, что важнее в каждом конкретном демо? Ответ — в вашем клиенте!

Если вы проводите демо для инженеров,логично подробно расписать функциональность и коснуться технических моментов.

Если же перед вами сидят дизайнеры,скорее всего, визуал будет интересовать их сильнее, чем все эти технические штучки.

Сбор фидбека

Ну вот мы и подошли к тому, ради чего всё затевалось — к сбору фидбэка. Важно ли, положительный он или отрицательный? Конечно важно, но пользу можно извлечь в обоих случаях.

Положительный фидбек

Если фидбэк исключительно положительный — поздравляю! Скорее всего, вы отлично понимаете, что именно хочет клиент. Конечно, есть вероятность, что вы показывали дизайн инженерам, которым на эстетику, в общем-то, плевать. Но это вряд ли)) Опустим этот вариант и остановимся на том, в котором вы просто идеально провели демо.

Что же можно сделать с исключительно положительным фидбеком?

Ну, во-первых, передать все комплименты команде проекта чтобы, так сказать, поднять и поддержать их боевой дух.

 

 

Во-вторых, чтобы максимизировать пользу от фидбека, стоит узнать, что же больше всего понравилось клиенту — четкое следование плану или же, наоборот, какие-то костыли импровизации. Позже этот позитивный опыт можно будет применить на следующих этапах/спринтах разработки.

Отрицательный фидбек

Отрицательный фидбэк — удивительная штука. Его довольно неприятно получать, но по части полезности он превосходит положительный. А ещё с отрицательным фидбеком зачастую проще работать: если клиент недоволен скоростью загрузки приложения — это значит, что скорость загрузки приложения нужно ускорить. Да, пример немного утрирован, но отрицательный фидбэк действительно довольно четко обозначает конкретную проблему, о которой вы могли и не догадываться до демо.

 

 

Иногда в рамках отрицательного фидбэка можно услышать про отсутствие фич, которые вообще не были запланированы в документации. И это не повод расстраиваться! Всегда можно обсудить с клиентом расширение скоупа проекта или скорректировать план следующих спринтов разработки.

В общем, мораль такова: негативный фидбек — это точки роста, поле для развития и еще один повод становиться лучше. Мыслим позитивно!

Если фидбека мало

Если есть ощущение, что фидбэка недостаточно, мы просим ещё! И, чтобы помочь клиенту и разговорить его, начинаем задавать вопросы. Много вопросов!

Например, можно узнать мнение о конкретных компонентах и функциональностях, задавая закрые вопросы: «Поведение этого компонента для анонимного пользователя прописано в ТЗ размыто, он должен показываться ему или нет?».

А открытые вопросы помогут настроить клиента «на порефлексировать» — что понравилось, что не понравилось, а если бы было так, а не иначе и т.д.

В общем, чем больше вопросов вы зададите клиенту, тем больше получите информации, которую впоследствии можно использовать для улучшения качества вашего продукта.

Что происходит после демо

Итак, вы закончили проводить демо, насладились овациями, раскраснелись от комплиментов и поставили в вазу подаренные цветы. Весь фидбэк на руках, теперь самое главное — доставить его правильным людям.

Обычно мы разбираем фидбэк по зонам ответственности и распределяем по исполнителям. Огрехи разработки уходят разработчикам на ремонт. Туманные моменты в ТЗ, — людям, ответственным за написание документации, на прояснение. Хотелки, всплывшие во время демо, — руководителям и менеджерам проекта.

Важный момент: чтобы всё это не потерялось, не забылось и было исполнено к следующему демо, абсолютно весь фидбек должен быть обработан, преобразован в задачи и зафиксирован в плане следующих спринтов.

Заключение

Парадоксально, но почему-то многие из моих коллег-разработчиков считают демо каторгой. Надеюсь, моя статья поможет снять эту стигму и изменить подход к подготовке и проведению демо — сделать его более системным и менее мучительным.

Ну и пара советов в заключение:

  • постарайтесь сильно не волноваться — если вы нормально подготовлены, вероятнее всего, вы довольно здорово проведете время;
  • не забывайте контактировать с аудиторией, интересоваться её вопросами, а не просто читать демо-документ;
  • как бы странно это не звучало, попробуйте сосредоточиться на положительных моментах демо и желайте отрицательного фидбэка — с ним реально интереснее работать!

 


Автор статьи: Кирилл Кодин

Редактура: Марина Медведева

Фото в заголовке: Headway on Unsplash